Архитектор Иосиф Каракис: от авангарда до постмодернизма

В издательстве «Алмаз» (Нью-Йорк) в конце 2016 года вышла книга «Архитектор Иосиф Каракис. Жизнь, творчество и судьба». Автор — Олег Юнаков. В ней впервые подробно освещена биография Иосифа Юльевича Каракиса (1902–1988) – крупного архитектора, внёсшего весомый вклад в становление и развитие архитектуры и градостроительства Украины с 20-х по 80-е годы ХХ столетия.

Юнаков О. Архитектор Иосиф Каракис. Жизнь, творчество и судьба / Олег Юнаков. – Нью-Йорк: Алмаз, 2016. – 544 с., ил.
Возможно, кто-то сразу обратит внимание на дифференциацию понятий «жизнь» и «судьба». Этот заявленный в заглавии приём воспринимается, впрочем, по прочтении книги как вполне логичный. К слову, об авторе: им стал правнук Иосифа Каракиса, исследователь истории и архитектуры Украины, IT-архитектор Олег Юнаков, сумевший включить в книгу многое из того, что до сей поры было известно лишь узкому кругу родственников и ближайших друзей архитектора. Благодаря этому биография героя приобрела особый оттенок и наполнилась ранее неизвестными житейскими подробностями. Особую ценность книге придаёт и то, что её редактором и научным консультантом стала дочь Иосифа Юльевича – кандидат архитектуры Ирма Иосифовна Каракис.

Недавно Олегу Юнакову была присуждена Международаня премия им. Н.Гоголя за книгу «Архитектор Иосиф Каракис».
В предисловии О. Юнаков пишет: «Попытка отнести здания, созданные по проектам зодчего, к какому-то одному стилю, обречена на неудачу. И. Каракис активно творил более пятидесяти лет, в тот полувековой период, который подарил миру массу новых архитектурных идей и был отмечен частыми изменениями стиля и направленности в архитектуре». Действительно, Иосиф Юльевич Каракис начал проектировать и строить в эпоху авангарда (мы намеренно не подчёркиваем деления новаторских течений 1920-х годов на «конструктивизм», «рационализм», «функционализм» и пр.), а последняя реализация его проекта датирована 1978 годом, когда в украинской (ещё тогда относящейся к советской) архитектуре стали проявляться ростки уже хорошо знакомого Европе постмодернизма. Таким образом, общемировые архитектурные направления соседствуют у Каракиса с «чисто» советскими, а если прибавить сюда украинский колорит (то проявлявшийся более ярко, то «космополитично» уходивший в тень), творчество зодчего приобретает ещё более широкий стилевой диапазон.

Олег Юнаков

В истории Киева не так много архитекторов, постройки которых можно назвать «знаковыми», и Иосиф Каракис как раз и является одним из них. Пример такого объекта – жилой комплекс на улице Январского восстания (ныне улица Ивана Мазепы). Столь же неотделимым от облика Киева могло бы стать здание Еврейского театра, но судьба его оказалась слишком короткой и печальной. По-своему выделяются три проекта, осуществлённые Каракисом вне Киева: реконструкция Соцгорода в Кривом Роге (1933–1934), Дом офицеров Красной Армии в приволжском городе Энгельсе (1935) и гостиница в Ворошиловграде (Луганске, 1952). Эти реализации, возможно, по причине своего местоположения – в относительно небольших и периферийных городах – известны несколько меньше. Однако процесс проектирования и строительства таких «особых» зданий в творчестве Иосифа Каракиса освещён в книге широко и всесторонне.

Обратим внимание на то, что в перечне построек четко выделяется несколько этапов, свидетельствующих о своего рода «географической привязанности» архитектора на различных этапах его деятельности. В так называемый «переходный период» от авангарда к освоению классического наследия из почти двух десятков объектов (реализованных до 1935 года) собственно киевских насчитывается только пять. В период же с 1935 по 1941 годы архитектор осуществил уже более 20 объектов, и почти все – в Киеве (исключение составляет упомянутый выше Дом офицеров в Энгельсе). Далее следует короткий узбекский период (1942–1944; шесть объектов). В послевоенные десятилетия Каракис активно работает преимущественно по всей Украине (из нескольких десятков реализаций всего шесть проектов осуществлено в Киеве, включая типовые). Приведённая блиц- раскладка деятельности Иосифа Каракиса по хронологическим периодам не только отражает этапы истории советской архитектуры в целом, но и даёт представление об эволюции творчества архитектора: от находящегося в творческом поиске молодого новатора – до мастера первой величины, творчество которого охватывает значительное географическое пространство юго-востока и юга бывшего СССР.

Следует отметить, что многие постройки Иосифа Каракиса играли и продолжают играть важную роль в формировании городских ансамблей (прежде всего, Киева); некоторые из них занимают ключевые места на «золотых точках» неповторимого киевского рельефа. Архивные материалы по этим проектам, в изобилии представленные в книге, позволяют понять авторские градостроительные замыслы, в которых явственно ощущаются смелые попытки масштабного сопоставления новых объектов и существующей, достаточно сложной для архитектора, природной и рукотворной среды древнего города. Так, упомянутый выше жилой комплекс на улице Январского восстания, помимо прямой функциональной роли, решает задачи создания нового фасада, обращённого к Днепру, одновременно формируя выразительный силуэт одного из центральных городских кварталов. Со строительством жилого здания комсостава Киевского военного округа возник деликатный (и, увы – по причинам, не зависящим от архитектора – непродолжительный) диалог новой вертикали и колокольни Софийского собора – одной из важнейших доминант панорамы Киева.

Внимание Иосифа Юльевича Каракиса к вопросам сохранения исторической среды в целом и наиболее ценных её объектов проявилось при проектировании и строительстве здания экспериментальной специальной художественной школы для одарённых детей (ныне – Национальный музей истории Украины). Архитектор тактично расположил свой объект на одном из наиболее выразительных киевских холмов, в окружении ценнейших памятников археологии и архитектуры, во главе со знаменитой Андреевской церковью. Несмотря на колоссальное давление со стороны политической власти, не просто «не обращавшей внимания» на историко-архитектурное наследие, но и стремившейся при удобном случае физически уничтожить его, Каракису удалось найти компромиссный вариант расположения здания, при котором были сохранены многие исторические памятники, включая фундамент древнейшей Десятинной церкви. Эпопея выбора места и последующего строительства художественной школы также ярко и красочно описана в книге Олега Юнакова.

Помимо решения крупных градостроительных задач, Иосиф Каракис разрабатывал проекты зданий, где во главу угла ставились вопросы композиционного и декоративно-художественного характера. Такова уже упомянутая гостиница в Луганске, таковы многочисленные здания школ в разных городах Украины, где архитектор становится, по сути, руководителем серьёзных экспериментальных работ в области создания нового художественного языка, учитывающего национальные традиции и своеобразие украинского народного искусства. К этому же направлению творческой деятельности Каракиса можно отнести конкурсное решение мемориала «Бабий Яр», однако, учитывая место трагедии и характер рельефа, вполне можно было бы включить эту работу архитектора в раздел градостроительных проектов и реализаций.

Таким образом, всю творческую деятельность Иосифа Каракиса следует рассматривать в контексте его собственного синтетического авторского почерка, где вопросы создания объёмно-пространственной композиции, формирования силуэта, соответствия нового объекта сложившейся среде органично связаны с поисками наиболее оптимального структурного решения фасадов, пластики и цвета отдельных фрагментов и деталей. Широко представленные Олегом Юнаковым проектные материалы, многие из которых приводятся впервые, прекрасно иллюстрируют эту особенность творчества зодчего.

Самостоятельным разделом книги является живопись и графика И.Ю. Каракиса, представляющая Иосифа Юльевича ещё и как незаурядного художника со своей самобытной живописной манерой. Графику и живопись архитектора органично дополняют эскизы и другие подготовительные проектные материалы, выполненные в ходе работы над объектами. Этот раздел также прекрасно иллюстрирует и последний этап жизни архитектора, в котором профессиональная деятельность мастера и его творческий досуг образовали единое и неразрывное целое.

Важно отметить, что помимо проектной работы Иосиф Каракис в течение ряда десятилетий преподавал в Киевском инженерно-строительном институте. Многие из его студентов впоследствии стали известными архитекторами и заслуженными деятелями искусств, членами Украинской академии архитектуры, воссозданной в 1994 году. Начав свою деятельность в эпоху авангарда, когда его учителями были яркие архитекторы дореволюционной эпохи, он сумел создать целую плеяду учеников и передать им многие из своих творческих принципов, а его ученики, в свою очередь, передавали их тем, кто сейчас создаёт новую страницу истории архитектуры и градостроительства Украины. Это ещё раз говорит о том, что память об архитекторе остаётся не только в его постройках – её сохраняют люди, в становление которых мастер вложил частицу своей души.

Анализируя вслед за автором книги профессиональную деятельность Иосифа Юльевича Каракиса, мы затрагиваем в основном вопросы содержательного характера, лишь «вскользь» упоминая о форме подачи материала. И здесь можно лишний раз использовать избитую сентенцию, что «недостатки книги являются продолжением её же достоинств».

Данная статься напечатана в «Бочаров Ю., Мержанов С. Архитектор Иосиф Каракис: от авангарда до постмодернизма // Academia. Архитектура и строительство. — 2017. — № 2. — С. 144—146
. Стремясь обнародовать как можно больше архивных материалов (которые, вне всяких сомнений, давно уже были достойны опубликования), автор своеобразно объединил, по сути, два самостоятельных повествования, где деятельность Каракиса-архитектора переплетается со страницами его жизни как семьянина, гражданина, учителя или общественного деятеля. Такая концепция вызывает безусловный интерес, но из-за обилия материала в ряде мест читателю трудно сразу найти нужную иллюстрацию к текстовому разделу. Представлено много документов, которые следовало бы привести в более крупном масштабе: из-за мелкого рукописного текста некоторые из них читаются с трудом, а в соседстве с крупными фотоизображениями зданий – практически не воспринимаются глазом. По всей видимости, этого не позволял фиксированный объём книги. Но повторим, это не что иное, как проявление особых чувств автора книги к герою повествования – и как к прадеду, и как к человеку, прожившему долгую и трудную жизнь, и как к выдающемуся архитектору своей эпохи. При этом широко представленные в книге архивные материалы позволяют рассматривать её не только как страницу истории архитектуры советской Украины, но и как ценнейшее свидетельство эпохи в целом, во всех своих проявлениях. На её страницах оживает атмосфера времени, в котором жил и творил мастер.

Книга «Архитектор Иосиф Каракис. Жизнь, творчество и судьба» будет полезна читателям разного возраста, разных профессий и даже разных политических взглядов. Она важна и интересна не только повествованием о высококлассной архитектуре как таковой, но представляет собой яркую иллюстрацию возможностей подлинного творчества в самых сложных и необычных ситуациях, с которыми все мы вынуждены постоянно сталкиваться в жизни.

Юрий Петрович Бочаров, доктор наук, профессор, академик Украинской академии архитектуры,

Сергей Борисович Мержанов, архитектор

Ще цікаві повідомлення

Не бажаєте прокоментувати?