Датчики среагировали на «химический» источник и дали ложную тревогу

Мои университеты. Очередная интересная история о Советской армии с «человеческим лицом» Анатолия ПОКРИШНЯ из Чернигова.

Рассказ 19: «ХИМИЧЕСКОЕ» МЕСТО 

В полк поступила новая техника – машина химразведки – БРДМ – 2 (рх). Ура!  В общем-то, машина классная, напичканная по самое «не хочу» новейшими измерителями всего радиационного и химического. Передали её моему сокурснику по училищу лейтенанту Лешке Четверикову (по закрепившейся за ним еще с курсантских времён кличке Неуверенный) как командиру «отличного взвода». После почти часового инструктажа полковником Романенко, начальником политотдела подполковником Петрушковым и начхимом майором Петрушиным о том, что «техника новая и дорогая, …ему доверена высокая честь, …командование считает и надеется…», промямлив в ответ типа «Есть! …оправдаю, дескать, ваше высокое доверие…» и прочую белиберду, в ту же минуту бросился её изучать. Да, к нам вместе с этой машиной разведки тогда же прибыли  представитель завода-изготовителя и полковник с химуправления округа, так сказать, убедиться лишний раз в надёжности техники в тяжёлых условиях жаркого климата.

На другой день, после полкового развода, выкатил «отличный взвод» из  бокса автопарка это чудо техники, набросил на него, уже не помню для чего маскировку, и поехал на учебный городок, расположенный в двух километрах от части. Имитационная команда по рации, естественно по «большому секрету», сообщает товарищу лейтенанту, что зарыли там-то и там-то бета-источники и добавляет, что с наблюдательного пункта уже зырит наше и окружное начальство за его действиями.

Подъезжает наш Неуверенный на бронетранспортере к исходному району, задраивает люки, даёт команду экипажу надеть средства индивидуальной защиты, приводит в «боевое положение» систему регенерации воздуха, аппаратуру комплекта знаков ограждения, систему оповещения сигнальными ракетами и приборы радиационной и химической разведки. Подготовив все необходимые командирские бумаги, даёт команду: «Вперёд!»

Довольно быстро был найден первый имитатор, возле которого системой КЗО-2 эффектно был установлен флажок с временем и уровнем радиации, немного погодя был найден второй имитатор, и так же эффектно сработала система автоматической установки знаков ограждения. На НП довольны. Мы, собравшиеся зеваки, по громкоговорящей связи слышим Лешкин доклад, а по лицам начальства видим, как оно довольно новой техникой и действиями экипажа.

Дальше слово Лёшке Четверикову:

— Представляете, тут неожиданно срабатывают газосигнализаторы ГСП-2 и ГСП-1М, которые, кстати, были включены только согласно инструкции. Тут же – стоп, машина! По радиостанции связываюсь с начальником штаба полка: «Стопервый, стопервый! Химическая тревога!».

Мне в ответ начальник разведки полка:

— Вы, товарищ лейтенант, что там опупели?! (Командирский сленг опускаю.) Какая в … «химическая», там только радиоактивные источники!

— У нас газосигнализаторы автономно сработали, товарищ подполковник! – забыв о режиме ведения радиообмена, кричу в микрофон.

Тут же получаю команду:

— Прекратить движение, мать вашу.

— Так мы уже и так стоим.

Минут через пять кто-то постучал по броне. Открываем верхний люк. Чертыхаясь в БРДМ,  можно сказать, просто влетает командир батальона:

— Продолжить разведку!

Ко всеобщей радости, через полчаса «испытатели» нашли все имитаторы. Возвращаются разведчики на исходный рубеж, а там уже все их ждут. Построив экипаж, лейтенант Четвериков чётко докладывает, что, мол, «обнаружено пять мест радиоактивного заражения, замечаний по работе приборов нет». Командир, начальник политотдела, начальник разведки, полковник с округа и представитель завода-изготовителя довольно кивают. И вдруг наш герой (вероятно, захотел усилить эффект своих высоких показателей) добавляет: «… И одно место химическое».

Разбирали часа два. Включали-выключали газосигнализаторы. Представитель завода лично готовил растворы и вставлял их на каждое ГСП. Но разобрались-таки! Все вышестоящие начальники и находящиеся рядом специалисты просто легли потом и заржали, как кони. Оказывается, на том месте, где была обнаружена «химия», прошло стадо коров с соседнего кишлака, оставившее после себя соответствующие следы. А охрана учебного городка или не увидела безобразия, или поленилась проверить и убрать. Командиру и водителю БРДМа через щели, конечно, не видны нюансы на дороге, а дорогостоящие приборы химразведки, исходя из заложенных грамотеями из НИИ тактико-технических данных и возможностей, обнаружили этот «непорядок» и сработали, как на реальные отравляющие вещества типа «зарин, зоман, V-газы».

Естественно, никто ничего не поменял, так и служили…

Анатолий ПОКРИШЕНЬ, военный полковник в отставке, г.Чернигов

Предыдущие последние публикации находятся по адресу:

Рассказ 18:  О полковнике Романенко

Рассказ 17: Лошадка

Как выпускники высшего военного училища сыграли мини-спекталь  – 16 рассказ

Про «нестатутні цвяхи» в армії, або Як курсантам допомогала винахідливість – 13, 14, 15 рассказы

Чергова й цікава історія про армію з «людським обличчям»  – 11-12 рассказы

Ссылка на более ранние рассказы ЗДЕСЬ.

Ще цікаві повідомлення

Не бажаєте прокоментувати?